Сергей Параджанов

Homo ludens. Человек играющий

Режиссер Сергей Параджанов обладает хорошо узнаваемым творческим почерком как в кино, так и в изобразительном искусстве. Талант Параджанова самобытен и многогранен, что роднит его с «человеком Возрождения». Режиссер с легкостью порождал идеи, которые легли в основу не только его собственных творений, но и работ многих других авторов, он создавал вокруг себя атмосферу «вечного праздника», запоминающегося на всю жизнь его участникам и невольным свидетелям. Однако судьба Параджанова полна и трагичных, драматических событий, которые заметно повлияли на него как на художника и человека.

Многое из того, что по праву является неотъемлемой частью творческого наследия Маэстро, до сих пор считается областью «искусства не для всех», недоступного для неподготовленного зрителя. Возможно, именно рациональный подход к художественному языку Параджанова мешает осмыслению его творчества, поскольку режиссер обращается в первую очередь к чувственному, интуитивному восприятию зрителя. Авторский текст – одна из основ его киноязыка, отталкиваясь от которой можно в полной мере осознать смысловой и визуальный аспекты творчества режиссера, ибо текст уже содержит в себе образы, позже воплощенные на пленке. Параджанов полностью создавал фильм в своем сознании задолго до того, как начиналось ее реальное производство, использовал цвет и композицию кадра как инструменты передачи смысла повествования, привнося в работу режиссера приемы художника-живописца:

«Я всегда был пристрастен к живописи и давно уже свыкся с тем, что воспринимаю кадр как самостоятельное живописное полотно. Я знаю, что моя режиссура охотно растворяется в живописи, и в этом, наверное, ее первая слабость и первая сила. В своей практике я чаще всего обращаюсь к живописному решению, но не литературному. И мне доступнее всего та литература, которая в сути своей сама – преображенная живопись».
Параджанов С. И. Вечное движение // Искусство кино. 1966. No 1. С. 60. 

Съемки фильма «Тени забытых предков», 1964.

Картина «Тени забытых предков», вышедшая на экран в 1964 году, принесла Сергей Параджанову громкий профессиональный успех. Логично было бы предположить, что столь яркая творческая удача открывает для режиссера отличные перспективы, но следующий фильм «Киевские фрески» (1966) был закрыт после кинопроб, так как слишком смелый авторский замысел остался не понят руководством киностудии им. А. Довженко. От Параджанова, скорее всего, ожидали того же творческого решения, какое было найдено им в «Тенях забытых предков», ведь этой триумфальной работе предшествовали несколько проходных картин, период «творческого простоя» (эта формулировка достаточно часто использовалась руководством киностудии в официальных документах для характеристики профессиональной ситуации режиссера, но факты опровергают это – пока на киностудии писали «простой», Параджанов создавал один сценарий за другим). По мнению штатных посредственностей, упускать уже однажды найденную удачу было нельзя. Но Сергей Параджанов пошел дальше, предложив в «Киевских фресках» статичное визуальное решение кадра, сюжетную канву, наполненную аллюзиями и творчески интерпретированными фактами собственной биографии:

«“Тени забытых предков” стали для меня миром, который необходимо оставить. Что-то я захвачу с собой, но больше, наверное, покину. Мне предстоит решать новую, чисто урбанистическую тему».
Параджанов С. И. Вечное движение // Искусство кино. 1966. No 1. С. 61.

Можно как угодно относиться к личности Сергея Параджанова (по свидетельствам очевидцев, он был совсем не так смел и воинственно настроен, как сейчас принято думать), но то, как режиссер работал над своими фильмами, какими он видел их, говорит о его бескомпромиссной, порой отчаянной смелости как художника: он не боялся затрагивать темы, долгое время остававшиеся в тени официальной советской культуры. Параджанов отказался от переозвучивания картины «Тени забытых предков» и сохранил язык гуцулов, справедливо посчитав его неотъемлемой частью их национального характера. Позже режиссер, обращаясь к контексту других национальных культур, снимет фильмы на армянском, грузинском и азербайджанском языках. У Параджанова отсутствовал страх перед новыми формами, экспериментом, иным углом зрения, он «отпускал» уже однажды удачно найденное творческое решение и приходил к новому, более полно отражающему его мировоззрение в данный момент жизни. 

Фотография Алексея Терзиева

После закрытия «Киевских фресок» тучи над Параджановым начали сгущаться. В кругах украинской интеллигенции он стал  заметной фигурой, развивающейся самобытно и ярко, что не вписывалось в тусклую действительность, героем которой был усредненный «советский человек» безотносительно его национальной идентичности. В 1966 году Сергей Параджанов окончил сценарий картины «Саят-Нова», и лента была запущена в производство на киностудии «Арменфильм» в Ереване. На исторической родине режиссер был в значительной степени свободен в творческих изысканиях и далек от того круга, в котором был неугоден официальному Киеву. Ереванская премьера состоялась 9 октября 1969 года в кинотеатре «Москва». Выходу ленты предшествовал не только достаточно продолжительный съемочный период, но перемонтаж русскоязычного варианта режиссером С. И. Юткевичем, в авторской версии фильм был показан в Армении. 

С 1969 года вплоть до ареста 17 декабря 1973 года Сергеем Параджановым было написано по меньшей мере девять сценариев, которые представляли собой не просто тексты: эти рукописи включали в себя детально проработанные эскизные и графические наброски будущих кинокартин. 

Отсутствие завершенных фильмов, вопреки мнению обвинителей, свидетельствует вовсе не о том, что Параджанов не работал, а о том, что его сценарии отвергались и не были запущены в производство. Все, кроме одного, – «Чудо в Оденсе». Судьба этого несбывшегося замысла особенно печальна: согласие на съемки было полу- чено путем титанических усилий уже немолодого Виктора Шкловского – соавтора сценария, друга и соратника Сергея Параджанова. На главную роль сказочника Ханса Кристиана Андерсена был утвержден Юрий Никулин. 15 декабря 1973 года на счет киностудии «Арменфильм», где должна была сниматься картина, поступили деньги, но 17 декабря режиссера арестовали в Киеве, куда он прилетел из-за тяжелой болезни единственного сына. Чуда не произошло.

Фотография Юрия Мечитова

Между этим событием и следующим дошедшим до нас сценарием Параджанова «Дворец торжеств» (1985) пролегли двенадцать лет и два тюремных срока. Созданные в местах лишения свободы сценарии, о которых режиссер не раз упоминает в своих письмах бывшей жене и друзьям, не сохранились. В одном из своих интервью Сергей Иосифович позже скажет: 

«Я мало снимал. В моих шкафах 23 нереализованных сценария. Мне трудно. Но это ничего. Мы унесем с собой в нашу смерть частицу себя, и это трансформируется в тайну…».
Цит. по книге: Загребельный М. П. Сергей Параджанов [Электрон. ресурс]. – Харьков: Фолио, 2011. 

После освобождения (30 декабря 1977 года) Параджанов возвращается в родной Тбилиси – в Киеве ему жить не разрешалось. Вскоре после этого режиссер приезжает в Ереван в надежде на постановку двух своих сценариев «Ара Прекрасный» и «Давид Сасунский», но получает отказ. 

Начался новый этап в жизни мастера – снимать кино он больше не надеялся, считая, что его «лишили профессии». Но оказалось, что это не так. Лишить Параджанова его таланта не смогли ни тюрьма, ни последовавшая за ней потеря привычного уклада жизни, друзей, ни клеймо сидельца, ни отсутствие официальной работы, востребованности и признания со стороны широкой общественности. Он творил свои мистерии – уникальные театрализованные вечера, наполненные карнавальным действом, о которых не раз упоминали на страницах своих дневников и мемуаров Андрей Тарковский, Тонино Гуэрра, Василий Катанян, Алла Демидова и многие другие.

Фотография Юрия Мечитова

В этот период жизни режиссером были созданы наиболее известные коллажи и графические работы. В 1983 случилось, как казалось, невероятное – благодаря Давиду (Додо) Абашидзе Сергей Иосифович получил возможность поставить кинокартину «Легенда о Сурамской крепости» по сценарию Важи Гигашвили, в основу которого была положена история о юноше, принесшем себя в жертву и замурованном заживо в стену Сурамской крепости для того, чтобы она смогла выстоять под натиском врага. Национальный миф, от которого до этого неоднократно отталкивалась творческая мысль Сергея Параджанова, пусть и облеченный в унифицированную сценарную форму другим человеком, «выстрелил» и на этот раз – режиссеру удалось снять фильм, навсегда занявший достойное место в его творческой биографии, несмотря на то, что он не подходил к камере пятнадцать лет. 

Фотография Юрия Мечитова

В 1985 году состоялась первая персональная выставка Сергея Параджанова в Тбилиси в Доме актера, а 15 января 1988 в ереванском Музее народного творчества открылась его первая персональная выставка в Армении –  «В мастерской кинорежиссера», которая произвела фурор в кругах армянской интеллигенции. 

Чуть позже на экраны вышел последний фильм мастера «Ашик-Кериб», посвященный «светлой памяти Андрея Тарковского», близкого друга, не перестававшего верить в талант Параджанова даже тогда, когда, казалось бы, он сам уже в него не верил. В картине поднимались темы, схожие с обозначенными режиссером ранее в ленте «Цвет граната» («Саят-Нова»), – взаимоотношения Поэта с собственным даром, собой и миром, в который он вписан. Но если в «Цвете граната» Параджанов обращает наш взгляд скорее на внутренние, духовные переживания поэта, принявшего монашеский обет, то в «Ашик-Керибе» певец отправляется в странствие по реальному, внешнему миру, проходя известные нам по работам Джозефа Кэмпбелла этапы «путешествия героя». 

В конце 1980-х годов Сергей Параджанов впервые смог выехать за границу, в Роттердам. Режиссер лично представил собственный фильм на различных фестивальных площадках, и с этого момента к его имени почитатели добавляли на итальянский манер «Маэстро». 

Фотография Юрия Мечитова

Уже будучи тяжело больным, Сергей Параджанов получил возможность осуществить свою главную мечту – снять кинокартину «Исповедь». Им был еще раз переработан текст сценария и создано множество графических рисунков, эскизов и коллажей, которые вошли в наш сборник. Спустя два дня после старта съемок (которые символически начались сценой похорон соседской девочки Веры) у Сергея Параджанова открылось кровотечение, и он уже не смог оправиться от тяжелой болезни. 

Смерть режиссера в ночь с 20 на 21 июля 1990 года стала тяжелым ударом для его близких, друзей и коллег. Но покинув этот мир физически Сергей Параджанов продолжает оставаться одним из ярчайших художников и режиссеров современности, вдохновляя других на создания новых проектов, продолжая жить в их работах.

Вероника Журавлева, арт-директор Parajanov Art Laboratorium.  

Фильмография Сергея Параджанова

“Андриеш” (1954) [премьера 30 мая 1955 г.]

Производство Киевской киностудии художественных фильмов; вид: игровой; длительность: 63 минуты. По одноименной стихотворной сказке Емилиана Букова
Режиссеры-постановщики – С. Параджанов, Я. Базелян Сценаристы – Е. Буков, Г. Колтунов, С. Шварцзойд (Лялин) Автор стихотворного текста – В. Коростылев
Операторы – В. Верещак, С. Шахбазян Художники-постановщики – О. Степаненко, В. Никитин Звукорежиссер – Н. Медведев
Композиторы – И. Шамо, Г. Тырцеу
В ролях: К. Руссу, Н. Шашик-оглы, Л. Соколова, К. Штирбу, Т. Грузин и др.

“Думка” (1957)

Производство Киевской киностудии им. А. Довженко; вид: доку- ментальный; длительность: 26 минут. Фильм-концерт Государственной академической хоровой капеллы УССР «Думка» (художественный руко- водитель и дирижер А. Н. Сорока)
Режиссер – С. Параджанов Оператор – А. Панкратьев Художник – Л. Байкова Звукооператор – А. Демиденко

“Первый парень” (1958) [премьера 25 июля 1959 г.]

Производство Киевской киностудии им. А. Довженко; вид: худо- жественный; длительность: 86 минут
Режиссер – С. Параджанов
Сценаристы – П. Лубенский, В. Безорудько
Оператор – С. Ревенко
Художники – В. Новаков, А. Лисенбарт
Звукорежиссер – Н. Авраменко
Композитор – Е. Зубцов
В ролях: Г. Карпов, Л. Сосюра, Ю. Сатаров, В. Коваленко, А. Андриенко-
Земсков, Н. Шутько, Т. Алексеева, М. Крамар, Н. Яковченко, В. Чайка и др.

“Наталия Ужвий” (1959)

Производство Киевской киностудии им. А. Довженко; вид: докумен- тальный; длительность: 35 минут
Режиссер – С. Параджанов Сценарист – Ю. Мартич Оператор – В. Тышковец Художник – М. Гантман

“Золотые руки” (1960)

Производство Киевской киностудии им. А. Довженко; вид: докумен- тальный; длительность: 35 минут
Режиссеры – С. Параджанов, А. Николенко, А. Панкратьев Сценарист – Г. Корниенко
Оператор – А. Панкратьев
Художники – М. Раковский, Г. Лукашов, Б. Федоренко Звукооператор – Г. Салов
Консультант – В. Нагай

“Украинская рапсодия” (1961) [премьера 25 сентября 1961 г.]

Производство Киевской киностудии им. А. Довженко; вид: игровой; дли- тельность: 88 минут
Режиссер – С. Параджанов
Сценарист – А. Левада
Оператор – И. Шеккер
Художник – М. Раковский
Звукооператоры – Н. Авраменко, С. Сергиенко Композитор – П. Майборода
В ролях: О. Петренко, Э. Кошман, Ю. Гуляев, Н. Ужвий, А. Гай, В. Виттер и др.

“Цветок на камне” (1962) [премьера 11 декабря 1962 г.]

Производство Киевской киностудии им. А. Довженко; вид: игровой; дли- тельность: 76 минут
Режиссеры – А. Слесаренко, С. Параджанов Сценарист – В. Собко
Операторы – С. Ревенко, Л. Штифанов Художник-постановщик – М. Раковский Композитор – И. Шамо
Фотограф – А. Антипенко
В ролях: Г. Карпов, Л. Черепанова, Б. Дмоховский, И. Бурдученко, Г. Епи- фанцев, М. Названов, Д. Франько, Б. Брондуков, В. Белокуров и др.

“Тени забытых предков” (1964) [премьера 22 марта 1965 г.]

Производство Киевской киностудии им. А. Довженко; вид: игровой; жанр: драма; длительность: 97 минут. По одноименной повести М. М. Коцюбинского
Режиссер – С. Параджанов
Сценаристы – С. Параджанов, И. Чендей
Оператор – Ю. Ильенко
Художники – М. Раковский, Г. Якутович
Звукорежиссер – С. Сергиенко
Композитор – М. Скорик
Фотограф – А. Антипенко
В ролях: И. Миколайчук, Л. Кадочникова, Т. Бестаева, С. Багашвили,
Н. Гринько, Л. Енгибаров, Н. Алисова и др. Фестивали и премии:
• Государственная премия Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко (1991; удостоены С. Параджанов (посмертно), оператор Ю. Ильенко, актриса Л. Кадочникова, художник Г. Якутович);
• премия Британского киноинститута (1966);
• премия за лучшую постановку, специальная премия международного жюри кинокритиков за операторскую работу, цвет и съемочные эффекты Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата (1965);
• золотая медаль Международного кинофестиваля в Салониках (1966);
• специальный приз жюри II Всесоюзного кинофестиваля в Киеве (1966) и др.
Участие в фестивалях:
• Международный кинофестиваль в Лондоне (1966);
• Международный кинофестиваль в Локарно (премии не присуждались) (1966);
• Международный кинофестиваль “Mediawave” (Дьер, Венгрия) (1994);
• Международный кинофестиваль «Молодость» (Киев) (1995).

“Киевские фрески” (1966) (не завершен)

Производство Киевской киностудии им. А. Довженко; вид: игровой; длительность: 15 минут (смонтированные кинопробы)
Режиссер – С. Параджанов
Сценаристы – С. Параджанов, П. Загребельный
Оператор – А. Антипенко
Художник – А. Кудря
В ролях: Т. Арчвадзе, А. Лефтий, В. Артмане, А. Кочетков, Н. Гринько и др.

“Акоп Овнатанян” (1967)

Производство Ереванской студии документальных, хроникальных и научно-популярных фильмов; вид: художественно-документальный; длительность: 10 минут
Режиссер – С. Параджанов Сценарист – С. Параджанов Оператор – К. Месян Композитор – С. Шакарян

“Цвет граната” (“Саят Нова”) (1968) [премьера 9 октября 1969 г.]

Производство киностудии «Арменфильм» им. А. Бекназарова; вид: игровой; жанр: драма; длительность: 73 минуты
Режиссер – С. Параджанов
Сценарист – С. Параджанов
Оператор – С. Шахбазян
Художники-постановщики – С. Параджанов, С. Андраникян Художники по костюмам – Е. Ахвледиани, И. Коралян, Ж. Сарабян Художник-декоратор – М. Аракелян
Звукорежиссер – Ю. Саядян
Композитор – Т. Мансурян
В ролях: С. Чиаурели, В. Галстян, Г. Гегечкори, О. Минасян, С. Багашвили, М. Джапаридзе и др.
Участие в фестивалях:
• Международный кинофестиваль в Нью-Йорке (1980);
• Международный кинофестиваль FEST в Белграде (2008); • Международный кинофестиваль в Лондоне (2014);
• Международный кинофестиваль в Турине (2015).

“Дети – Комитасу” (1968) (предположительно утерян)

Снят в Армении; вид: документальный Режиссер – С. Параджанов
Сценарист – С. Параджанов
Оператор – О. Багдасарян
Композитор – Т. Мансурян

“Легенда о Сурамской крепости” (1984) [премьера – июль 1985 г.]

Производство киностудии «Грузия-фильм»; вид: игровой; длительность: 83 минуты
Режиссеры – С. Параджанов, Д. Абашидзе Сценарист – В. Гигашвили
Оператор – Ю. Клименко Художник-постановщик – А. Джаншиев Звукорежиссер – Г. Кунцев
Композитор – Д. Кахидзе
В ролях: З. Кипшидзе, С. Чиаурели, Л. Учанейшвили, Л. Алибегашвили, Д. Абашидзе, В. Анджапаридзе и др.
Фестивали и премии:
• специальный приз Международного кинофестиваля в Трое (Пор- тугалия) (1986);
• приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Ситжесе (1986);
• приз за лучший новаторский фильм Международного кинофестиваля в Роттердаме (1986);
• приз критиков Международного кинофестиваля в Сан-Паулу (Бразилия) (1987).
Участие в фестивалях:
• Международный кинофестиваль в Москве (1985);
• Международный кинофестиваль в Торонто (1986); • Международный кинофестиваль в Берлине (1987).

“Арабески на тему Пиросмани” (1985)

Производство Грузинской студии научно-популярных и документальных фильмов «Мематианэ»; вид: художественно-документальный; длительность: 20 минут
Режиссер – С. Параджанов
Сценаристы – С. Параджанов, К. Церетели
Участие в фестивалях:
• Международный кинофестиваль в Венеции (1988);
• Международный кинофестиваль в Берлине (1988);
• Международный кинофестиваль в Роттердаме (1988).

“Ашик-Кериб” (1988) [премьера 3 июля 1988 г.]

Производство киностудии «Грузия-фильм»; вид: игровой; длительность: 74 минуты. По мотивам одноименного произведения М. Ю. Лермонтова
Режиссеры – С. Параджанов, Д. Абашидзе
Сценарист – Г. Бадридзе
Оператор – А. Явурян
Художники-постановщики – Г. Алекси-Месхишвили, Ш. Гоголашвили,
Н. Сандукели
Художник по костюмам – С. Параджанов
Звукорежиссер – Г. Кунцев
Композитор – Д. Кулиев
В ролях: Ю. Мгоян, С. Чиаурели, Р. Чхиквадзе, К. Степанков, Д. Абашидзе,
Б. Двалишвили и др. Фестивали и премии:
• премия Европейской киноакадемии «Феликс» за художественное оформление (Г. Алекси-Месхишвили, Н. Сандукели, Ш. Гоголашвили) (1988);
• специальная премия Международного кинофестиваля «Фантаспорту» в Порту (1988);
• премии Союза кинематографистов СССР «Ника»: лучший игровой фильм, лучшая режиссерская работа (С. Параджанов, Д. Абашидзе), лучшая операторская работа (А. Явурян), лучшая работа художника (С. Параджанов) (1989);
• специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Стамбуле (1989).
Участие в фестивалях:
• Международный кинофестиваль в Мюнхене (1988);
• Международный кинофестиваль в Венеции (информационная про-
грамма) (1988);
• Международный кинофестиваль в Нью-Йорке (1988); • Международный кинофестиваль в Роттердаме (1989).

“Исповедь” (1990) (не завершен)

Запущен в производство на киностудии «Арменфильм» им. А. Бекназарова; вид: игровой
Режиссер – С. Параджанов
Сценарист – С. Параджанов
Художник – С. Параджанов
Съемки были приостановлены летом 1989 года ввиду тяжелой прогрессирующей болезни режиссера.

Фильмы, снятые по сценариям Сергея Параджанова

“Этюды о Врубеле” (1989)

Производство Киевской киностудии им. А. Довженко; вид: игровой; длительность: 79 минут
Режиссер – Л. Осыка
Сценаристы – С. Параджанов, Л. Осыка
Оператор – В. Башкатов
Художники-постановщики – А. Даниленко, Н. Резник, В. Новаков,
В. Шавель
Звукорежиссер – Б. Михневич
В ролях: Д. Гиоргобиани, А. Ромашин, О. Гобзева, А. Сафонов, С. Князева,
Б. Хмельницкий, К. Степанков, Н. Крюков, Н. Маркина, Ю. Дубровин и др.

“Лебединое Озеро. Зона” (1990)

Производство Киевской киностудии им. А. Довженко (совместно с Ка- надой, Швецией, США); вид: игровой; длительность: 96 минут
Режиссер – Ю. Ильенко
Сценаристы – С. Параджанов, Ю. Ильенко
Оператор – Ю. Ильенко
Художник-постановщик – А. Даниленко
Звукооператор – Б. Михневич
Композитор – В. Балей
В ролях: В. Соловьев, Л. Ефименко, М. Булгакова, Ф. Ильенко, В. Де-
мерташ.
Фестивали и премии:
• приз за лучшую операторскую работу (Ю. Ильенко) Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1993); • приз Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) и приз молодежного жюри за лучший иностранный фильм Международного
кинофестиваля в Каннах (1990);
• премия Союза кинематографистов и Союза писателей Украины за
лучший литературный сценарий на современную тему (С. Параджанов и Ю. Ильенко) (1990).